Григорий Соломонович Померанц - российский философ, культуролог, писатель, эссеист. Григорий Померанц знакомит читателя со своей философией как бы в дружеской беседе. Чтобы мысль была воспринята более четко, он использует легенды, парадоксы, образы, обращается к собственному жизненному опыту, называя близких людей просто по имени так, как если бы они принадлежали и к кругу наших знакомых. Граница между мыслью и личностью колеблется; интимный тон эссе Померанца выражает основу его философии и мистики, его взгляда на природу человека: «Чтобы познать Бога, человеку не нужно совершать путешествия по далеким мирам”, – читаем мы в книге “Великие религии мира”, написанной совместно с его женой, лириком З. Миркиной. – Человеку нужно только познать себя самого. Но до конца. До самой сущности. Процесс, ведущий с поверхности внутрь, из разрозненных явлений в единую Суть... И как только богопознание перестает быть самопознанием, оно перестает быть богопознанием». Истина о себе и о Боге, познаваемая человеком путем строгой интроспекции, которую предлагает Померанц, не может быть выражена каким-либо конкретным “что”, но она лучится сквозь “как”. Язык Померанца – не просто средство передачи фактов, он становится стилем. Поэтому Померанц представляет свою философию не в системе, а фрагментарно, образно. Но и наш век – не время для построения систем: “Какая система мысли вместила Освенцим? А если вместила, если оправдала Освенцим или Колыму – куда эта система годится?”, – спрашивает Померанц в эссе “Способы существования в дрейфе” Померанц очень чуток ко всякой попытке использовать логику в областях, где она, по его мнению, неприменима, особенно к стремлению втиснуть природу человека в схематичный мир принципа контрадикции. Это еще одна причина для выбора формы эссе: “Когда речь идет о целостности человеческой жизни, всякий логический ход лишь отсекает от незримого круга некоторый сегмент истины; но затем линия уходит в пустую бесконечность. Эссеист чувствует это и строит другой абзац – или подбирает другой фрагмент – под некоторым углом к первому; и так он решает задачу квадратуры круга”. Секрет заключается в том, чтобы найти такую форму выражения, которая отвечала бы духу времени. Системы можно строить только когда явления проявляются в определенном порядке, но не когда они так хаотичны, как в наше время. М. Монтень создал форму европейского эссе в один из переломных периодов в Европе; Померанц в своих эссе хочет понять сегодняшнее неустойчивое время, исходя из условий этого времени, и одновременно пытается ослабить его неустойчивость: “Есть два способа существования в дрейфе. Первый – принять дрейф как норму, дрейфовать вместе с цивилизацией. Второй способ использовать язык современности, чтобы на этом языке будить тоску по Смыслу, по выходу из дрейфа. Первый способ естествен и неизбежен. Второй необходим”. Духовную опору, позволяющую противостоять течению, которую Померанц в разных контекстах и с разных точек зрения стремится показать, он находит выраженной в трех, наиболее вдохновивших его явлениях культуры: в творчестве Ф. Достоевского, в традиции дзен- буддизма и в иконе А. Рублева “Троица”. ______________________________ Источник: П.Н. Воге. "Богопознание как самопознание (Штрихи философии Григория Померанца). Библиография: 1. "Открытость бездне. Встречи с Достоевским". Творчество Достоевского постигается как итог борьбы писателя, строящего логические эксперименты, со своим собственным вероисповеданием, как ключ к пониманию трагедий XX века. Автор исследует "точку безумия" героя Достоевского, пути воплощения "идеала Мадонны" и "идеала содомского" (Мышкин, Ставрогин), пытается понять внутренний строй его великих романов начиная с "Преступления и наказания". 2. "Выход из транса". В издание вошли избранные работы, создававшиеся в течение многих лет с 1953 г. Среди них - "Пережитые абстракции", "Проблема Воланда", "Россия на перекрестке культур", "Долгая дорога истории", "Троица Рублева и тринитарное мышление", "Корни будущего", "Сквозь звездный ужас", "От мифологем к вехам реальности". Интерес автора к Востоку отражен в работе о Кришнамурти и проблемах современного религиозного нигилизма, в статьях о буддизме в Индии и Китае. 3. Померанц Г.С., Миркина З.А. "Великие религии мира". В книге исследуются образы веры, оказавшие наибольшее влияние на историю, искусство и философию. Отдельные главы посвящены доисторическим племенным культам, религиозным течениям Эллады, единобожию евреев, христианству, исламу, брахманизму, буддизму, послебуддийскому индуизму, дальневосточному буддизму дзэн, религиозным учителям и течениям XX в. (Кришнамурти, Даниилу Андрееву, бахаизму). Авторам (поэту Зинаиде Миркиной и философу Григорию Померанцу) удалось создать единство стиля, в котором поэтичность сочетается с научной достоверностью. Первое издание разошлось в год выпуска. В публикуемое издание авторы внесли ряд исправлений и уточнений формулировок. Книга рассчитана на преподавателей, студентов, учащихся старших классов и всех читателей, ищущих пути в глубину без жестких догматических рамок. 4. Померанц Г.С. "Страстная односторонность и бесстрастие духа". Сюда вошли работы 80–90-х годов с несколькими возвращениями в прошлое. Основные разделы книги — «Опыты вольной мысли» («Прорыв сквозь идеологию»; «Философия идиота»; «По ту сторону здравого смысла»; «Целостное знание и плюрализм теорий»; «Docta ignorantia»), «Литература и искусство» (статьи о Достоевском, Мандельштаме, Пастернаке, Данииле Андрееве, Синявском, Самойлове, Чичибабине, Тарковском и др.), «Образы культуры» («Страстная односторонность и бесстрастие духа»; «Вехи» в контексте современности»; «Европейская свобода и русская воля»; «Разрушительные тенденции в русской культуре»; «Метахудожественное мышление в культурологии»). 5. Померанц Г. С. "Записки гадкого утёнка". Во взлетах и падениях складывается личность человека, и читатель вступает в диалог с одним из интереснейших современников и проходит вместе с автором путь духовного труда как единственную возможность преображения. 6. Померанц Г., Миркина З. "Спор цивилизаций и диалог культур". В книге собраны лекции, прочитанные Григорием Померанцем и Зинаидой Миркиной в нулевые годы, а также эссе на родственные темы. Здесь продолжена традиция вести разговор со слушателями и читателями о главных проблемах, которые ставит жизнь перед человеком и обществом. Противостояние цивилизаций в современном мире, роль религии и культуры в становлении личности, диалог культур разных народов; прошлое и будущее России, русская ментальность, внутренняя свобода и поиски веры и другие важные темы — таков круг вопросов, затронутых авторами. В книгу включены последняя запись на магнитофон ГС. Померанца «О духе цивилизации» (декабрь-январь 2013 г.) и статья З.А. Миркиной «Памяти Г.С. Померанца». 7. Померанц Г.С., Миркина З.А. "Огонь и пепел. Лекции по философии истории". Книга включает в себя работы двух авторов. Зинаида Александровна Миркина - известный поэт и религиозный мыслитель, анализируя творчество Марины Цветаевой, создает картину напряженной внутренней духовной жизни великого русского поэта, человека бескомпромиссной совести, высоких требований к себе и трагических срывов... . Цикл лекций, прочитанных Григорием Соломоновичем Померанцем в Государственном Литературном Музее на семинаре А.Ю. Лемина "Русская литература в мировом культурном процессе", посвящен анализу истории развития культур в рамках экуменической философии. 8. Померанц Г.С. "Дороги духа и зигзаги истории". В книге Г.С. Померанца собраны его работы последних лет. Автором вводится понятие субглобальной цивилизации как исторической остановки на пути к глобальному диалогу культур. Исследуются методологические трудности, созданные полисемичностью слова «цивилизация». Возникновение субглобальных цивилизаций связывается со становлением суперэтнических религий, покоряющих этносы. В книге рассматриваются также следующие проблемы: власть технологии и технология власти, трагизм глобального террора; нераздельность национального и вселенского; нравственные аспекты этнических конфликтов; история России в свете теории цивилизаций; Россия на перекрестке культур; «концерт национальных культур» как будущее мировой цивилизации.

Теги других блогов: эссе философия Григорий Померанц